Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

История

Начало эпохи повсеместного освоения Сибири в XVII в. принесло Российскому государству не только бескрайние запасы природных ресурсов, но и множество социально-экономических проблем, решение которых затягивалось на долгие годы. Основным вопросом для страны, растянувшейся теперь более чем на 9000 км, стала проблема внутреннего сообщения на её территории. Единственной более или менее приемлемой дорогой, ведущей из центральной России к дальневосточной границе, был сухопутный Московский тракт, выполнявший в основном торговые функции.

Впервые предложение о проведении рельсового пути в сибирских пределах было высказано генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьёвым-Амурским ещё в середине XIX в., но по-настоящему серьезно к этому вопросу отнеслись только при императоре Александре III.

После долгих согласований, многочисленных рекогносцировочных мероприятий и долгожданного выделения средств, сооружение Транссибирской магистрали было запущено 19 (31) мая 1891 г. вблизи Владивостока наследником престола Николаем II.

Началась эпоха великого преобразования России. Освоение Сибири железными дорогами по масштабам того времени было сравнимо с будущим освоением космоса.

Грандиозность строительства, на котором трудилось около 85 000 человек, предопределила и масштаб проблем, с которыми сталкивались строители. Многие прибывали на работы целыми семьями, обосновываясь в глухих ранее местах на всю жизнь.

В 1893 г. с началом строительства одного из основных сооружений магистрали -  железнодорожного моста через Обь  -  правый берег этой реки в устье р. Каменки начал масштабно и хаотично заселяться тысячами рабочих:  «Мост как магнит притягивал к себе большие массы людей. Этот бурный переселенческий приток привел к образованию двух новых поселков: один в устье Каменки, где селились в основном мостовики, другой – в районе станции, где жили преимущественно путейцы. Поселки росли стремительно. Всего за год с момента появления первого отряда мостостроителей возникло около пятисот бараков, халуп, полуземлянок, “балагашек”. Оба берега Каменки обрастали ими, как пень опенками. Не случайно один из очевидцев отмечал: “В настоящее время он (поселок) представляет кучу безобразных, наживо сколоченных построек, занятых пришлым рабочим людом и различными торговцами“. А другой, подтверждая это, писал: “Между этими жилыми помещениями, расположенными в самом хаотичном беспорядке, много было таких, что невольно поражаешься выносливости русского человека, способного жить в помещении, в которое добрый хозяин стесняется скотину запереть“» (Вековой путь на службе Отечеству: страницы истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск, 2001. С. 28).

Очевидно, что в условиях подобной антисанитарной обстановки люди довольно часто нуждались в оказании им медицинской помощи. В это время и зародилось учреждение, известное нам сегодня как НУЗ «Дорожная клиническая больница на ст. Новосибирск-Главный ОАО “РЖД”».

В 1893 г. на строительство железнодорожного моста прибыли первые медицинские работники: врач Ефим Евграфович Игнатьев и фельдшер Николай Павлович Литвинов (позднее известный новониколаевский купец).  Работать им предстояло в только что сооруженном врачебно-питательном пункте на три койки. В 1896 г. к ним присоединился  Иван Иванович Абдрин, впоследствии первый главный врач больницы.

Трудно представить себе условия, в которых врачи трудились на благо железной дороги и зарождающегося мегаполиса. В глухой сибирской тайге, меж вековых сосен, зарождались традиции дорожной медицины.

Проблем становилось больше с каждым новым днём и с каждым новым жителем посёлка. Массовость, скученность, отсутствие близких источников воды, кроме реки Каменки, порождали всё новые и новые эпидемии болезней, с которыми молниеносно справлялись работники больницы, долгое время остававшейся единственным медицинским учреждением молодого посёлка/города.

Врачи работали не только над решением медицинских проблем, но и над преодолением всего спектра социальных затруднений, возникающих перед рабочими. И. И. Абдрин стал одним из организаторов народных чтений в железнодорожном училище на ст. Обь. Это мероприятие стало первым шагом к введению всеобщего образования в будущем Новониколаевске.

К 1900 г. больница имела приемный покой на 10 человек, примерно в это время было сооружено её собственное здание между Красными казармами и железнодорожными школами в районе современного Владимировского спуска. Началась новая эпоха в истории больницы.

Тяготы, выпавшие на долю железнодорожников во время Русско-Японской войны 1904 – 1905 гг., отразились и на работе железнодорожной медицины. Переполненный солдатами Новониколаевск являлся генератором многочисленных эпидемий, с которыми приходилось справляться в основном врачам – железнодорожникам. Проблему представляли эшелоны, двигавшиеся на восток, а также военнопленные, размещавшиеся вокруг железной дороги.

Врачи участвовали в общественной жизни города: читали курс гигиены в разных образовательных учреждениях города, избирались в городскую думу, являлись членами попечительских советов. Наряду с этим на нескольких врачей приходилась нагрузка в 15133 железнодорожника, а также членов их семей. Вследствие огромного перенапряжения доктор Е. Е. Игнатьев был досрочно отправлен на пенсию в 52 года, а И. И. Абдрин несколько раз отправлялся на лечение к берегам Крыма.

В 1914 г. началась Первая мировая война, принесшая огромные трудности как для Новониколаевска, так и для железнодорожной больницы. Переполненный город стал центром эпидемий тифа, главным очагом которых явилась железнодорожная станция «Новониколаевск». Из протокола заседания совета по преодолению эпидемии мы знаем, что проблемы возникали из-за военнопленных и переселенцев, прибывающих на вокзал уже больными и употреблявшими воду прямо из крана. В связи с этим, главный врач больницы И.И. Абдрин приказывал принять меры по очищению всего водопровода станции и контролю выдачи воды.

Успешные действия работников больницы во время Первой мировой войны тем не менее не смогли спасти город от новых эпидемий, связанных с крупнейшим социальным потрясением XX в. – Гражданской войной. В обстановке анархии, боевых действий, сражении за превосходство на железной дороге в Новониколаевске возникла страшная эпидемия тифа, в дальнейшем переросшая в мор. В начале эпидемии работники больницы спасли жизнь великого чешского писателя Ярослава Гашека, подарившего миру «Похождения бравого солдата Швейка». Он пролечился здесь более одного месяца, его врачом был И. И. Абдрин.

Во время пика невероятного тифа и холеры в 1920 – 1923 гг. город практически вымер, самое ужасное положение было на станции «Новониколаевск». Ходили легенды о поезде и бараках мертвецов, что  подтверждается официальной сводкой, согласно которой только за 1923 г. 20 066 человек переболело тифом. В этих фантастических по трудности условиях, когда за день нужно было принимать более сотни человек, а вокруг порой свистели пули, работники медучреждения, рискуя собственной жизнью, спасали больных. По всей видимости, именно за это главный врач больницы  И. И. Абдрин был награжден званием Героя труда.

После смены общественно-политического строя в стране больница продолжала работать во благо города и дороги: было открыто два корпуса, способных принимать более сотни пациентов одновременно. Опытные врачи передавали знания молодым коллегам, заложив традицию преемственности.

Главная задача больницы в 1920 – е гг.  - не допустить ужаса прошлых трагедий. Для этого на вокзалах, станциях осуществлялись меры по контролю санитарной обстановки; в газетах, школах, общественных собраниях  врачи стремились донести до людей необходимость соблюдения элементарных гигиенических правил, способных спасти человеку жизнь. Коллектив пополнили новые кадры - выпускники Томского университета и других образовательных учреждении страны.

Дальнейший путь Дорожной больницы был полон испытаний, выпавших на долю всей нашей страны.  Новые имена врачей, их преодолевавших, были внесены в летопись  учреждения, начавшуюся с грандиозного строительства величайшего сооружения XIX века…

Основные традиции, заложенные корифеями Новониколаевской медицины – преданность своему делу, решение проблем в самом начале их появления, сплав опыта и молодости, использование новых методов лечения - и сегодня генерируют статус Дорожной больницы как одного из ведущих медицинских учреждений Новосибирска.

Закрыть Х
Для заказа звонка введите свой номер телефона и удобное для Вас время.
Введите слово с картинки*: CAPTCHA